Онлайн подготовка к TOEFL, IELTS, ACT & SAT онлайн

ЕГЭ по ан­глий­ско­му 2020. Ауди­ро­ва­ние

Мно­гие школь­ни­ки вздра­ги­ва­ют от од­но­го сло­ва «ауди­ро­ва­ние». Ча­сто в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных шко­лах на уро­ках ан­глий­ско­го язы­ка это­му важ­но­му на­вы­ку уде­ля­ет­ся со­всем ма­ло вре­ме­ни. Как же на­учить­ся по­ни­мать ан­глий­скую речь на слух и по­лу­чить за этот раз­дел мак­си­маль­ный балл (20) на эк­за­мене?

Воз­мож­но, Вы уди­ви­тесь, но для по­лу­че­ния вы­со­ко­го бал­ла НЕ нуж­но по­ни­мать КАЖДОЕ сло­во. Это по­про­сту невоз­мож­но, так как за­пи­сях неред­ко встре­ча­ют­ся сло­ва «про­дви­ну­то­го» уров­ня. А вот что де­лать мож­но и НУЖНО:

  • При по­лу­че­нии блан­ков с за­да­ни­я­ми по ауди­ро­ва­нию сра­зу при­сту­пить к чте­нию и от­ме­тить клю­че­вые сло­ва (о том, как их на­хо­дить, по­го­во­рим ни­же). Ин­струк­ции мож­но не слу­шать, так как Вы и так с ни­ми зна­ко­мы.
  • При пер­вом про­слу­ши­ва­нии от­ме­тить ва­ри­ант, ко­то­рый ка­жет­ся пра­виль­ным. При вто­ром про­слу­ши­ва­нии про­ве­рить се­бя. Да­же ес­ли Вы не по­ня­ли, ка­кой ва­ри­ант нуж­но вы­брать, все рав­но впи­сать хоть что-то, ведь за непра­виль­ный ва­ри­ант бал­лы у Вас не сни­мут.

Ауди­ро­ва­ние вклю­ча­ет 3 за­да­ния, ко­то­рые раз­ли­ча­ют­ся уров­нем слож­но­сти. О каж­дом их них мы бо­лее по­дроб­но по­го­во­рим ни­же.

За­да­ние 1

Это за­да­ние на по­ни­ма­ние ос­нов­но­го со­дер­жа­ния про­слу­шан­но­го тек­ста. Оно от­но­сит­ся к ба­зо­во­му уров­ню слож­но­сти.

Вы услы­ши­те шесть ко­рот­ких мо­но­ло­гов. Каж­дый мо­но­лог про­зву­чит два ра­за. Нуж­но со­от­не­сти го­во­ря­щих (Speaker A — Speaker F) с утвер­жде­ни­я­ми на лист­ке (1-7). Вни­ма­ние — од­но утвер­жде­ние лиш­нее.

Все лю­ди бу­дут го­во­рить на од­ну те­му. (В на­шем при­ме­ре эта те­ма — ав­то­мо­би­ли[1]).

Ал­го­ритм вы­пол­не­ния за­да­ния

Для озна­ком­ле­ния с тек­стом за­да­ния Вам да­ет­ся 20 се­кунд (од­на­ко, вы­ше мы пи­са­ли, что мож­но на­чать ра­бо­тать над ним рань­ше, по­ка чи­та­ют ин­струк­ции).

  • Итак, пер­вое что нуж­но сде­лать — про­чи­тать утвер­жде­ния и под­черк­нуть клю­че­вые сло­ва. Клю­че­вые сло­ва — это су­ще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, гла­го­лы, ко­то­рые де­ла­ют это утвер­жде­ние «осо­бен­ным», вы­де­ля­ют его из дру­гих. На­при­мер, в пер­вом утвер­жде­нии клю­че­вым бу­дет сло­во a must, так как оно в пол­ной ме­ре пе­ре­да­ет от­но­ше­ние го­во­ря­ще­го к ав­то­мо­би­лям. А вот сло­во car мож­но не под­чер­ки­вать, так как это об­щая те­ма всех вы­ска­зы­ва­ний.

  • По­ду­май­те о си­но­ни­мах к клю­че­вым сло­вам. Ка­ки­ми по­хо­жи­ми сло­ва­ми и вы­ра­же­ни­я­ми об этих клю­че­вых сло­вах мо­жет го­во­рить­ся в за­пи­си? Не ста­рай­тесь услы­шать те же са­мые сло­ва, что и в вы­ска­зы­ва­ни­ях. Ча­сто их спе­ци­аль­но встав­ля­ют в от­рыв­ки, чтобы сбить Вас с тол­ку.
  • При про­слу­ши­ва­нии ста­рай­тесь уло­вить клю­че­вую мысль, со­от­не­ся ее с клю­че­вы­ми сло­ва­ми. Ча­сто ос­нов­ная мысль на­хо­дит­ся в на­ча­ле или в кон­це вы­ска­зы­ва­ния.
  • При вто­ром про­слу­ши­ва­нии про­верь­те се­бя.

Ни­же при­во­дим тран­скрипт мо­но­ло­гов с под­черк­ну­ты­ми фра­за­ми, ко­то­рые поз­во­ля­ют уста­но­вить пра­виль­ное со­от­вет­ствие.

Раз­бе­рем, на­при­мер, спи­ке­ра E. В кон­це мо­но­ло­га он го­во­рит: You just have to have a car. Как Вы зна­е­те, мо­даль­ный гла­гол have to have a car име­ет зна­че­ние, си­но­ни­мич­ное must, по­это­му Speaker E нуж­но со­еди­нить с пер­вым утвер­жде­ни­ем в спис­ке.

За каж­дое пра­виль­ное со­от­вет­ствие Вы по­лу­ча­е­те 1 балл. Та­ким об­ра­зом, за все за­да­ние мож­но на­брать 6 бал­лов.

В бланк с от­ве­та­ми Вам нуж­но пе­ре­не­сти по­сле­до­ва­тель­ность из 6 цифр. В на­шем слу­чае это бу­дет 372 416.

За­да­ние 2

Ес­ли За­да­ние 1 про­ве­ря­ет по­ни­ма­ние глав­ной мыс­ли, то За­да­ние 2 уже на­прав­ле­но на по­ни­ма­ние кон­крет­ной (за­пра­ши­ва­е­мой) ин­фор­ма­ции в про­слу­шан­ном тек­сте.

Вы услы­ши­те диа­лог. Нуж­но уста­но­вить, ка­кие утвер­жде­ние из спис­ка прав­ди­вы, ка­кие нет, и о чем в тек­сте во­об­ще не ска­за­но.

Ал­го­ритм вы­пол­не­ния за­да­ния

С че­го на­чать? Вер­но — чи­та­ем утвер­жде­ния, под­чер­ки­ва­ем клю­че­вые сло­ва для то­го, чтобы по­нять каж­дое утвер­жде­ние. Об­ра­щай­те вни­ма­ние на от­ри­ца­тель­ные ча­сти­цы, чтобы не вы­брать диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ный ва­ри­ант от­ве­та.

В неко­то­рых слу­ча­ях при­хо­дит­ся под­чер­ки­вать вы­ска­зы­ва­ние пол­но­стью: каж­дый ком­по­нент несет важ­ную смыс­ло­вую на­груз­ку.

И вот здесь все не так про­сто. Ка­кое вы­ска­зы­ва­ние бу­дет прав­ди­вым (True)? Ес­ли ин­фор­ма­ция в утвер­жде­нии пол­но­стью сов­па­да­ет с ин­фор­ма­ци­ей в аудио, т. е. то же са­мое бу­дет ска­за­но си­но­ни­мич­ны­ми сло­ва­ми или вы­ра­же­ни­я­ми. А вот ес­ли хо­тя бы один ком­по­нент вы­ска­зы­ва­ния не сов­па­да­ет с ин­фор­ма­ци­ей в аудио­тек­сте, сме­ло вы­би­рай­те ва­ри­ант False. Not Stated вы­би­ра­ем, ко­гда по кон­крет­но­му утвер­жде­нию ин­фор­ма­ции в аудио­тек­сте нет. Раз­бе­рем­ся на при­ме­ре.

Рас­смот­рим пер­вое утвер­жде­ние Mary’s new job takes up a lot of time and energy. Ес­ли это прав­да, все ком­по­нен­ты вы­ска­зы­ва­ния долж­ны сов­па­дать с ин­фор­ма­ци­ей в аудио. В под­черк­ну­той ча­сти скрип­та вид­но, что Мэ­ри го­во­рит про свою ра­бо­ту, что она haven’t got any time (=job takes up a lot of time) и что она tired after work (=job takes up a lot of energy). По­это­му вы­би­ра­ем ва­ри­ант True (пи­шем циф­ру 1).

А вот во вто­ром утвер­жде­нии Mary has no time to go to parties вы­би­ра­ем False (пи­шем циф­ру 2). Мэ­ри дей­стви­тель­но не хо­дит на ве­че­рин­ки, од­на­ко по дру­гой при­чине — она уста­ет по­сле ра­бо­ты.

Пе­ре­хо­дим к сле­ду­ю­ще­му утвер­жде­нию Peter felt his salary in the company was too low. Есть ин­фор­ма­ция про Пи­те­ра и ком­па­нию, где он рань­ше ра­бо­тал, но ни­че­го не ска­за­но о зар­пла­те и ее раз­ме­ре. Вы­би­ра­ем Not Stated (пи­шем циф­ру 3).

А вот тран­скрипт с осталь­ны­ми ука­за­ни­я­ми на пра­виль­ные от­ве­ты.

При по­втор­ном про­слу­ши­ва­нии про­верь­те се­бя. Уде­ли­те осо­бое вни­ма­ние тем вы­ра­же­ни­ям, на ко­то­рые Вы за­труд­ни­лись дать от­вет.

За каж­дое пра­виль­но уста­нов­лен­ное со­от­вет­ствие Вы по­лу­чи­те 1 балл. Мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство бал­лов за это за­да­ние — 7.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в бланк от­ве­тов нуж­но впи­сы­вать циф­ры 1 (ес­ли вы­бра­ли True), 2 (ес­ли вы­бра­ли False), 3 (ес­ли вы­бра­ли Not Stated). В на­шем слу­чае пра­виль­ная по­сле­до­ва­тель­ность 1 231 221. Ее мы впи­сы­ва­ем в бланк от­ве­тов на­про­тив циф­ры 2.

За­да­ния 3-9

Уста­ли? При­дет­ся еще немно­го под­на­жать, ведь по­след­нее за­да­ние раз­де­ла «Ауди­ро­ва­ние» счи­та­ет­ся за­да­ни­ем по­вы­шен­но­го уров­ня слож­но­сти. Оно вклю­ча­ет в се­бя во­про­сы 3-9. Раз­бе­рем­ся, как с ним спра­вит­ся на при­ме­ре.

Пе­ред Ва­ми за­да­ния на мно­же­ствен­ный вы­бор. В каж­дом за­да­нии нуж­но вы­брать один ва­ри­ант от­ве­та на ос­но­ве ин­тер­вью, ко­то­рое Вы услы­ши­те два ра­за.

Итак, во вре­мя под­го­тов­ки вни­ма­тель­но чи­та­ем за­да­ния. Они рас­по­ло­же­ны по ме­ре по­ступ­ле­ния ин­фор­ма­ции, то есть от­вет на во­прос 1 идет пе­ред от­ве­том на во­прос 2 и т. д. По­это­му ес­ли Вы про­слу­ша­ли от­вет на за­да­ние 1, про­сто скон­цен­три­руй­тесь на сле­ду­ю­щем во­про­се, а к во­про­су 1 вер­не­тесь при по­втор­ном про­слу­ши­ва­нии. Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на клю­че­вые сло­ва в за­да­ни­ях (в ка­че­стве при­ме­ра мы под­черк­ну­ли клю­че­вую ин­фор­ма­цию в за­да­ни­ях 3-5):


По­сле про­чте­ния мож­но обо­зна­чить се­бе кон­крет­ный за­прос: What did the narrator feel when he got a mandolin? Крат­ко пе­ре­фор­му­ли­ру­ем для се­бя ва­ри­ан­ты от­ве­та: not surprised/ nervous/ relieved. По­ра­бо­тав та­ким об­ра­зом с утвер­жде­ни­ем, Вам бу­дет лег­че «от­се­и­вать» ненуж­ную ин­фор­ма­цию, ведь ча­сто го­во­ря­щий упо­ми­на­ет все три ва­ри­ан­та. Помни­те, что пра­виль­ный от­вет ча­ще все­го дан си­но­ни­мич­но, как и в на­шем слу­чае: nervous=slightly panicky.

Ни­же пред­став­лен скрипт аудио. В ка­че­стве при­ме­ра мы под­черк­ну­ли ука­за­ни­я­ми на пра­виль­ные ва­ри­ан­ты от­ве­та для за­да­ний 3-5.

Не за­будь­те пе­ре­не­сти свои от­ве­ты в бланк от­ве­тов на­про­тив цифр 3-9. В на­шем слу­чае пра­виль­ная по­сле­до­ва­тель­ность 1 323 122.

Несмот­ря на то, что в этом за­да­нии ис­поль­зу­ет­ся бо­лее «про­дви­ну­тая» грам­ма­ти­ка и лек­си­ка, не так стра­шен черт, как его ма­лю­ют. Мно­гие уча­щи­е­ся утвер­жда­ют, что на эк­за­мене вто­рое за­да­ние ауди­ро­ва­ния ока­за­лось слож­нее тре­тье­го. В лю­бом слу­чае с долж­ной под­го­тов­кой (=мно­го слу­шать и про­ре­ши­вать те­сто­вые за­да­ния) все за­да­ния это­го непро­сто­го раз­де­ла бу­дут Вам по пле­чу.

Же­ла­ем Вам уда­чи на эк­за­мене!

_____________________________________________________________________________________________________________


[1] При­ме­ры за­да­ний по ауди­ро­ва­нию взя­ты из по­со­бия ЕГЭ-2019: Ан­глий­ский язык: 30 тре­ни­ро­воч­ных ва­ри­ан­тов эк­за­ме­на­ци­он­ных ра­бот/ Е. С. Муз­ла­но­ва).