ЕГЭ по английскому 2020. Аудирование
Многие школьники вздрагивают от одного слова «аудирование». Часто в общеобразовательных школах на уроках английского языка этому важному навыку уделяется совсем мало времени. Как же научиться понимать английскую речь на слух и получить за этот раздел максимальный балл (20) на экзамене?
Возможно, Вы удивитесь, но для получения высокого балла НЕ нужно понимать КАЖДОЕ слово. Это попросту невозможно, так как записях нередко встречаются слова «продвинутого» уровня. А вот что делать можно и НУЖНО:
- При получении бланков с заданиями по аудированию сразу приступить к чтению и отметить ключевые слова (о том, как их находить, поговорим ниже). Инструкции можно не слушать, так как Вы и так с ними знакомы.
- При первом прослушивании отметить вариант, который кажется правильным. При втором прослушивании проверить себя. Даже если Вы не поняли, какой вариант нужно выбрать, все равно вписать хоть что-то, ведь за неправильный вариант баллы у Вас не снимут.
Аудирование включает 3 задания, которые различаются уровнем сложности. О каждом их них мы более подробно поговорим ниже.
Задание 1
Это задание на понимание основного содержания прослушанного текста. Оно относится к базовому уровню сложности.
Вы услышите шесть коротких монологов. Каждый монолог прозвучит два раза. Нужно соотнести говорящих (Speaker A — Speaker F) с утверждениями на листке (1-7). Внимание — одно утверждение лишнее.
Все люди будут говорить на одну тему. (В нашем примере эта тема — автомобили[1]).
Алгоритм выполнения задания
Для ознакомления с текстом задания Вам дается 20 секунд (однако, выше мы писали, что можно начать работать над ним раньше, пока читают инструкции).
- Итак, первое что нужно сделать — прочитать утверждения и подчеркнуть ключевые слова. Ключевые слова — это существительные, прилагательные, глаголы, которые делают это утверждение «особенным», выделяют его из других. Например, в первом утверждении ключевым будет слово a must, так как оно в полной мере передает отношение говорящего к автомобилям. А вот слово car можно не подчеркивать, так как это общая тема всех высказываний.
- Подумайте о синонимах к ключевым словам. Какими похожими словами и выражениями об этих ключевых словах может говориться в записи? Не старайтесь услышать те же самые слова, что и в высказываниях. Часто их специально вставляют в отрывки, чтобы сбить Вас с толку.
- При прослушивании старайтесь уловить ключевую мысль, соотнеся ее с ключевыми словами. Часто основная мысль находится в начале или в конце высказывания.
- При втором прослушивании проверьте себя.
Ниже приводим транскрипт монологов с подчеркнутыми фразами, которые позволяют установить правильное соответствие.
Разберем, например, спикера E. В конце монолога он говорит: You just have to have a car. Как Вы знаете, модальный глагол have to have a car имеет значение, синонимичное must, поэтому Speaker E нужно соединить с первым утверждением в списке.
За каждое правильное соответствие Вы получаете 1 балл. Таким образом, за все задание можно набрать 6 баллов.
В бланк с ответами Вам нужно перенести последовательность из 6 цифр. В нашем случае это будет 372 416.
Задание 2
Если Задание 1 проверяет понимание главной мысли, то Задание 2 уже направлено на понимание конкретной (запрашиваемой) информации в прослушанном тексте.
Вы услышите диалог. Нужно установить, какие утверждение из списка правдивы, какие нет, и о чем в тексте вообще не сказано.
Алгоритм выполнения задания
С чего начать? Верно — читаем утверждения, подчеркиваем ключевые слова для того, чтобы понять каждое утверждение. Обращайте внимание на отрицательные частицы, чтобы не выбрать диаметрально противоположный вариант ответа.
В некоторых случаях приходится подчеркивать высказывание полностью: каждый компонент несет важную смысловую нагрузку.
И вот здесь все не так просто. Какое высказывание будет правдивым (True)? Если информация в утверждении полностью совпадает с информацией в аудио,
Рассмотрим первое утверждение Mary’s new job takes up a lot of time and energy. Если это правда, все компоненты высказывания должны совпадать с информацией в аудио. В подчеркнутой части скрипта видно, что Мэри говорит про свою работу, что она haven’t got any time (=job takes up a lot of time) и что она tired after work (=job takes up a lot of energy). Поэтому выбираем вариант True (пишем цифру 1).
А вот во втором утверждении Mary has no time to go to parties выбираем False (пишем цифру 2). Мэри действительно не ходит на вечеринки, однако по другой причине — она устает после работы.
Переходим к следующему утверждению Peter felt his salary in the company was too low. Есть информация про Питера и компанию, где он раньше работал, но ничего не сказано о зарплате и ее размере. Выбираем Not Stated (пишем цифру 3).
А вот транскрипт с остальными указаниями на правильные ответы.
При повторном прослушивании проверьте себя. Уделите особое внимание тем выражениям, на которые Вы затруднились дать ответ.
За каждое правильно установленное соответствие Вы получите 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание — 7.
Обратите внимание, что в бланк ответов нужно вписывать цифры 1 (если выбрали True), 2 (если выбрали False), 3 (если выбрали Not Stated). В нашем случае правильная последовательность 1 231 221. Ее мы вписываем в бланк ответов напротив цифры 2.
Задания 3-9
Устали? Придется еще немного поднажать, ведь последнее задание раздела «Аудирование» считается заданием повышенного уровня сложности. Оно включает в себя вопросы 3-9. Разберемся, как с ним справится на примере.
Перед Вами задания на множественный выбор. В каждом задании нужно выбрать один вариант ответа на основе интервью, которое Вы услышите два раза.
Итак, во время подготовки внимательно читаем задания. Они расположены по мере поступления информации, то есть ответ на вопрос 1 идет перед ответом на вопрос 2
После прочтения можно обозначить себе конкретный запрос: What did the narrator feel when he got a mandolin? Кратко переформулируем для себя варианты ответа: not surprised/ nervous/ relieved. Поработав таким образом с утверждением, Вам будет легче «отсеивать» ненужную информацию, ведь часто говорящий упоминает все три варианта. Помните, что правильный ответ чаще всего дан синонимично, как и в нашем случае: nervous=slightly panicky.
Ниже представлен скрипт аудио. В качестве примера мы подчеркнули указаниями на правильные варианты ответа для заданий 3-5.
Не забудьте перенести свои ответы в бланк ответов напротив цифр 3-9. В нашем случае правильная последовательность 1 323 122.
Несмотря на то, что в этом задании используется более «продвинутая» грамматика и лексика, не так страшен черт, как его малюют. Многие учащиеся утверждают, что на экзамене второе задание аудирования оказалось сложнее третьего. В любом случае с должной подготовкой (=много слушать и прорешивать тестовые задания) все задания этого непростого раздела будут Вам по плечу.
Желаем Вам удачи на экзамене!
_____________________________________________________________________________________________________________
[1] Примеры заданий по аудированию взяты из пособия ЕГЭ-2019: Английский язык: 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ/ Е. С. Музланова).